Страх и жизнь влечений (З. Фрейд)

Все страницы Фобии и страх Страх не нуждается в особом представлении, каждый из нас на собственном опыте знает это переживание. Однако именно страдающий неврозом человек склонен испытывать страх в гораздо большей степени, чем другие люди. Несомненно, что проблема страха - центральный пункт, в котором сходятся самые важные вопросы психической жизни, как в норме, так и в патологии. В некоторых жизненных обстоятельствах страх - вполне нормальное и даже полезное чувство, помогающее избежать ДТП, пожара, ограбления и даже тюремного срока. Однако бывает, что страх рождается без видимой причины. Одни, например, панически боятся выступать перед публикой, другие - спорить с женой. Эти ситуации никак не угрожают жизни, однако сама мысль о них заставляет организм реагировать так, будто на него направлена пушка. Очевидно, такой страх только вреден, поскольку заставляет человека вводить неоправданные ограничения в свою жизнь. Реальна кажущаяся угроза или нет, страх может повлиять на нашу способность трезво мыслить. Кроме того, стрессовая реакция сама по себе подавляет иммунную систему, что чревато ухудшением здоровья.

Фрейд З. Введение в психоанализ

И человек всю свою жизнь мечется между двумя этими страхами. Являемся ли мы"фрейдистами" или нет себя, например, я не мог бы назвать фрейдистом , мы все живем в постфрейдовскую эпоху. Он задал тон для глобальных изменений в нашей культуре: Его концепция бессознательного бесконечно расширила представления каждого современного человека. Она не только породила психоанализ, но изменила наши взгляды на медицину, психологию и этику. Ни одна общественная наука не обошлась без его влияния.

Не бойтесь. Священник Филипп Парфенов о том, что вытеснять страхи надо не ненавистью, а любовью. Филипп Парфенов , Геррит.

Аффективное психическое состояние ожидания опасности, при коем реальная опасность угрожает от внешнего объекта, а невротическая - от требования влечения. В отличие от боли и прочих видов страдания, вызываемых реальным действием опасных факторов, возникает при их предвосхищении. В зависимости от характера угрозы интенсивность и специфика переживания страха варьирует в достаточно широком диапазоне оттенков: Если источник опасности не определен или не осознан, возникающее состояние называется тревогой.

Функционально страх служит предупреждением о предстоящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на ее источнике, побуждает искать пути ее избегания. В случае, когда он достигает силы аффекта страх панический, ужас , он способен навязать стереотипы поведения - бегство, оцепенение, агрессию защитную. В социальном развитии человека страх выступает как одно из средств воспитания: Поскольку в условиях общества индивид пользуется защитой правовых и других социальных институтов, повышенная склонность к страху лишается приспособительного значения и традиционно оценивается негативно.

Сформированные реакции страха сравнительно стойки и способны сохраняться даже при понимании их бессмысленности. Поэтому воспитание устойчивости к страху обычно направлено не на избавление от него, а на выработку умений владеть собой при его наличии. Фрейду, страх - это состояние аффекта, объединение определенных ощущений ряда удовольствие-неудовольствие с соответственными иннервациями разрядки напряжения и их восприятие, а также, вероятно, и отражение определенного значимого события.

В состоянии страха, преимущественно невротического, может усматриваться репродукция травмы рождения.

ТРИДЦАТЬ ВТОРАЯ ЛЕКЦИЯ. Страх и жизнь влечений

Тридцать вторая лекция Страх и жизнь влечений Уважаемые дамы и господа! Вы не удивитесь, услышав, что я намерен сообщить вам о том новом, что появилось в нашем понимании страха и основных влечений душевной жизни, не удивитесь также и тому, что ничего из этого нового не претендует на окончательное решение стоящих перед нами проблем. Я намеренно говорю здесь о понимании. Задачи, с которыми мы столкнулись, чрезвычайно трудны, но трудность состоит не в недостатке наблюдений; как раз наиболее часто встречающиеся и хорошо знакомые феномены и задают нам эти загадки; дело также не в умозрительных построениях, к которым они побуждают; умозрительная обработка в этой области мало принимается во внимание.

Речь идет действительно о понимании, т. Страху я уже посвятил одну лекцию прошлого цикла, двадцать пятую.

Это постоянно и успешно осуществляемое вытеснение необходимости покушать. Как правило"анорексивное" вытеснение является следствием страха.

Вытеснение - работает как психологический защитный механизм, который включается, когда чувства ужаса, вины или гнева оказываются нестерпимо сильными — и разум просто полностью отгораживает эти чувства от сознания. Таким образом, вытеснение является надежным предохранительным механизмом разума, поскольку без него мы могли бы легко сойти с ума. Этот механизм работает настолько эффективно, что у нас не остается абсолютно никаких воспоминаний о травмирующих чувствах и вызвавших их событиях, — они оказываются полностью изолированы от сознания на многие дни, недели, годы или даже на всю оставшуюся жизнь.

Подавление Вытеснение не следует путать с другим, подобным, но менее мощным механизмом — подавлением. Подавление происходит, когда мы сознательно отказываемся признавать эмоции, которые не хотим испытывать или проявлять. Зная, что они присутствуют, мы пытаемся оттолкнуть или подавить их и отказываемся иметь с ними дело. Однако продолжительное отрицание этих чувств может привести к такой же нечувствительности по отношению к ним, как в случае вытеснения. Вытеснение вины и стыда Вина — общечеловеческий опыт.

Глубоко в подсознании каждого из нас таятся вина и стыд, обусловленные ложной мыслью о том, что мы якобы отделились от Бога первородный грех. Вина и стыд настолько сильны, что мы предпочли вытеснить их в подсознание. Иначе мы бы просто не справились с этими эмоциями. Обратите внимание, что стыд и вина — не одно и то же.

Вагин Юрий"Страх. Тифоаналитический подход"

Страх и жизнь влечений. Страх и жизнь влечений Уважаемые дамы и господа! Вы не удивитесь, услышав, что я намерен сообщить вам о том новом, что появилось в нашем понимании страха и основных влечений душевной жизни, не удивитесь также и тому, что ничего из этого нового не претендует на окончательное решение стоящих перед нами проблем.

Хорошая новость: свою тревогу и страх можно вытеснить. «Полезно овладевать методами релаксации, медитации, аутотренинга.

Скачать в архиве Введение Я собираюсь здесь и далее представить на суд читателей концепцию, которая может послужить определенным подспорьем специалистам прежде всего в сфере практической психологии и психотерапии. Я не исключаю ее полезность для специалистов других сфер деятельности и, сверх того, даже допускаю ее ценность для неспециалистов, но должен предупредить, что во всех перечисленных случаях ее восприятие, усвоение и использование требует особого, специфического склада ума, включающего в себя философский материализм с вытекающим из него атеизмом, разумную долю естественнонаучного цинизма в лучшем смысле этого слова и живую непосредственную детскую любознательность.

Я не знаю, как люди попадают на эту мировоззренческую платформу, но уверен, что лишь с нее стоит садиться в поезд, который называется тифоаналитической концепцией. Вера по причинам возникновения и механизмам функционирования близка к систематизированным монотематическим бредовым вариантам защиты личности от витальной несостоятельности — и поэтому практически никогда не поддается рациональной коррекции. Потребность в любви как безусловной, бескорыстной и беззаветной заботе о ближнем то есть о себе может возникнуть лишь в субъективной схеме реальности голове такого ближнего, который ничем эту заботу не заслужил, не способен за нее заплатить и не способен позаботиться о себе сам.

Настоящая любовь — это отношение человека к объектам и субъектам окружающей реальности, которые качественно удовлетворяют его человека потребности. К сожалению, сегодня это редкость, и все большее количество цивилизованных людей печально едет по жизни в инвалидной коляске неразделенной любви, которую катит слепая на оба глаза вера, потряхивая облупившейся от старости погремушкой надежды. Может быть, это и так, хотя на самом деле мы собираемся исследовать здесь человека и его психику не просто в неразрывной связи с объективным миром, но, по сути, как нечто единое: Жизнь человека и его психика закономерны в той же степени, в которой закономерен и весь доступный нам мир.

Поэтому наша теория по своей природе противоположна и вере, и любой религии, и близким к ним по духу гуманистической психологии и психотерапии. Мы категорически отказываемся вырывать человека из единой ткани материального мира, равно как и рассматривать его как уникальное и неповторимое в любом отношении высшее творение.

Реальный и невротический страх

Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Следующая В своих лекциях по введению в психоанализ Фрейд уделил особое внимание проблематике страха. В ней Фрейд провел различие между реальным и невротическим страхом, рассмотрел взаимоотношения между ними и обсудил различные формы страха, наблюдаемые в жизни человека. В этом отношении реальный страх может быть рассмотрен в качестве выражения инстинкта самосохранения.

Готовность к опасности — обычное явление.

В настоящей работе процесс вытеснения травматических как правило, является испуг (важно отличать это понятие от страха, о чем.

Но я полагаю, что никто никогда достаточно серьезно не спрашивал себя, почему именно нервнобольные испытывают страх в гораздо большей степени, чем другие. Может быть, это считали само собой разумеющимся: Но мы не имеем на это никакого права; есть боязливые люди, но вовсе не нервные, и есть нервные, страдающие многими симптомами, у которых нет склонности к страху. Как бы там ни было, несомненно, что проблема страха — узловой пункт, в котором сходятся самые различные и самые важные вопросы, тайна, решение которой должно пролить яркий свет на всю нашу душевную жизнь.

Вы меня сразу поймете, если такой страх я назову реальным в противоположность невротическому. Реальный страх является для нас чем-то вполне рациональным и понятным. О нем мы скажем, что он представляет собой реакцию на восприятие внешней опасности, т. Но какому поводу, т. Единственно целесообразным поведением при угрожающей опасности была бы спокойная оценка собственных сил по сравнению с величиной угрозы и затем решение, что обещает большую надежду на благополучный исход: Но в таком случае для страха вообще не остается места; все, что происходит, произошло бы так же хорошо и, вероятно, еще лучше, если бы дело не дошло до развития страха.

Вы видите также, что если страх чрезмерно силен, то он крайне нецелесообразен, он парализует тогда любое действие, в том числе и бегство. Обычно реакция на опасность состоит из смеси аффекта страха и защитного действия. Испуганное животное боится и бежит, но целесообразным при этом является бегство, а не боязнь. Итак, возникает искушение утверждать, что проявление страха никогда не является чем-то целесообразным.

Вытеснение в психоанализе

Сегодня уже нельзя как когда-то столь обобщенно рассматривать концепт"Я". Франкоязычные авторы, развившие концепции нарциссизма, и англоязычные авторы, значительно расширившие исследования"Себя" , сделали очевидной ошибку первых переводчиков Фрейда, использовавших термин"Я", чтобы выразить немецкое .

назывное личное местоимение первого лица единственного числа, то есть индивидуальный активный субъект действия не соответствует Я выражающему немецкое - указательное местоимение, определяющее объект действия глагола, то есть субъекта, выступающего для себя самого, в качестве своего"Себя" как объекта. Объекта, который касается нарциссического отношения, а не отношения генитального уровня, где субъект"Я" четко направлен на другой объект.

Таким образом, среди защитных механизмов мы должны рассматривать механизмы, в достаточной степени проработанные для защиты то, что неверно называется по-французски"Я"[Чтобы не слишком запутывать читателей, но уточнить допускаемую семантическую ошибку, мы будем продолжать называть к сожалению французским"Я" то, что исходно называется немецким"".

Но ей не до вычислений, слишком она взвинченна, опять этот страх, на се потому, наверно, прежний безотчетный страх вытесняется другим.

Гештальт-терапия от А до Я: Основу психоанализа составляло несколько идей и концепций о природе и функционировании психики человека, в числе которых важное место занимало представление о вытеснении. По этому поводу З. Фрейд подчеркивал, что к теории вытеснения пришел самостоятельно и долгие годы считал ее оригинальной, пока венский психоаналитик О. Ранк не обратил его внимание на труд немецкого философа А. Не исключено, что знакомство З. Фрейда с трудом А. Не исключено и то, что представление о вытеснении он мог почерпнуть также из учебника по эмпирической психологии Г.

Линдера, представлявшего собой обобщенное изложение основных идей И. Фрейда о вытеснении действительно легли в основу психоанализа.

Страх, фобии и панические атаки. фобии и страх. Лечение фобий

Теория и методология психоанализ Глава 9. Страх и вытеснение Структурный подход к анализу душевной жизни человека, в результате которого Фрейд признал, что Я является настоящим местом проявления страха, поставил его перед необходимостью ответить на ряд вопросов. Во-вторых, коль скоро страх в Я возникает под воздействием трех опасностей перед реальным миром, либидозным Оно и строгим Сверх-Я , то что же все-таки является первичным источником возникновения страха — сексуальные влечения человека или нравственные и социальные ограничения, налагаемые на него?

Это были непростые вопросы, ответы на которые поставили Фрейда перед необходимостью переосмысления предшествующих психоаналитических положений, выдвинутых им на основе описательного и динамического подхода к анализу бессознательной деятельности человека. Отвечая на первый вопрос, Фрейд радикальным образом изменил свои первоначальные взгляды на соотношение между вытеснением и страхом.

В лекции о страхе, прочитанной им в Венском университете в период — годов, он придерживался мнения, что именно энергия вытеснения бессознательных влечений автоматически ведет к возникновению страха, то есть само по себе вытеснение превращается в страх.

Сценарий первый – это паническая атака по типу «панический страх смерти ». Чаще всего она . Страх экзамена вытесняется в бессознательное.

Фрейд Зигмунд Какому-нибудь стремлению, может быть, суждено наткнуться на сопротивление, которое направлено на то, чтобы лишить его активности. При некоторых условиях, подробное исследование которых теперь нам предстоит, это влечение приходит в состояние"вытеснения". В случае внешнего вытеснения самым действительным средством избавления было бы бегство от него. Но в случае раздражения, исходящего от внутреннего влечения, помочь бегством нельзя, потому что"Я" не может убежать от самого себя.

В дальнейшем найдется верное средство против импульсов влечения в виде рассудочного отказа от удовлетворения осуждения. Но предварительной ступенью такого осуждения, чем-то средним между бегством и осуждением, является вытеснение - понятие, которое не существовало до психоаналитических исследований.

Теоретически нелегко доказать возможность вытеснения. Почему какое-либо влечение постигает такая участь? Очевидно, необходимым условием вытеснения является то, что достижение цели влечения вызывает вместо наслаждения неприятное чувство. Но такой случай трудно себе представить. Таких влечений не бывает, так как удовлетворение влечения всегда сопровождается чувством наслаждения.

Похищение монстер хай !!! И вытеснение с ним.